Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ была утверждена новая структура государственных образовательных стандартов. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований:

1) к результатам освоения основных образовательных программ;

2) к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

3) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.


С 1 сентября 2022 года все школы начнут принимать школьников 1 и 5 классов на обучение только по обновлённым ФГОС


ФГОС дошкольного образования

Приказ Минобрнауки РФ №17 от 17 октября 2013 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Что является отличительной особенностью Стандарта ДО? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.


ФГОС начального общего образования

Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г. "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Приказ Минпросвещения России №286 от 31.05.2021 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Отличительной особенностью этого стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательной деятельности начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на уровне начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Стандарт предполагает реализацию в образовательной организации как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).


ФГОС основного общего образования

Приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Приказ Минпросвещения России №287 от 31.05.2021 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. В соответствии со Стандартом на уровне основного общего образования осуществляется:

- Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся,

- Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности,

- Духовно-нравственное развитие и воспитание детей,

- Укрепление физического и духовного здоровья детей.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям многонационального российского общества,

- определение путей и способов достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся,

- развитие универсальных учебных действий у обучающихся,

- учёт индивидуальных качеств, возрастных и психологических особенностей детей,

- обеспечение преемственности всех уровней образования, - разнообразие видов и форм деятельности, обеспечивающих творческий рост ребёнка,

- гарантированность достижения планируемых результатов обучения.

На уроках основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

На уровне основного общего образования (5-9 кл.) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

ФГОС ООО отводит значительную роль родителям (законным представителям) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе при составлении учебного плана. Учебный план образовательной организации должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные, время на осуществление внеурочной деятельности.


ФГОС среднего общего образования

Приказ Минобрнауки РФ № 413 от 6 октября 2009 г. "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"

Одна из особенностей нового стандарта - профильный принцип образования. Новым ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. При этом, учебный план должен содержать не менее 9 (10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

Другая особенность нового стандарта - акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника.
В соответствии с новыми ФГОС образовательная организация предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные курсы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору ( «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края» и др.) и общие предметы для включения во все учебные планы. В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.


ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Одной из самых важных перемен в современном образовании является то, что оно становится инклюзивным, открытым, доступным для каждого ребёнка, независимо от его нужд и потребностей.

С 1 сентября 2016 года введены в действие Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые предусматривают возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися  с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарты направленны на

  • обеспечение  единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья равного доступа к получению качественного общего образования с учётом индивидуальных образовательных потребностей независимо от  места проживания, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
  • обеспечение вариативности образовательных программ (по уровню сложности, объёму содержания и направленности) и разнообразия организационных форм их реализации с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся и мнения их родителей (законных представителей);
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, с легкой умственной отсталостью, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной основной образовательной программой (АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА). Для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с ФГОС ОВЗ, может быть рекомендовано от 2-х вариантов АООП (например, дети с тяжёлыми нарушениями речи) до 4-х вариантов (например, слепые, глухие обучающиеся). Определение варианта АООП для обучающегося с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПК по результатам комплексного обследования учащихся. А в случае наличия у него ИПРА – с учётом её требований и мнения родителей.

В процессе реализации АООП возможен переход ребёнка с одного варианта  на другой в соответствии с динамикой его развития и подтверждённой рекомендацией ПМПК и с учётом мнения родителей.

АООП реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Примерные адаптированные образовательные программы  для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 года № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся"

 

Полезные ресурсы по ФГОС:
Федеральные государственные образовательные стандарты

Школьные документы по введению ФГОС НОО:

Положение о рабочей группе по введению ФГОС НОО
План деятельности рабочей группы по введению ФГОС НОО
План введения ФГОС НОО
Положение организации инновационной деятельности
План инновационной работы
План внутришкольного контроля за введением ФГОС НОО
План методической работы по введению ФГОС НОО
Положение о внеучебной деятельности
Положение о портфолио обучающихся
 
Школьные документы по введению ФГОС ООО:
План-график мероприятий по подготовке к введению ФГОС ООО
Положение о рабочей группе по введению ФГОС ООО
 
Школьные документы по введению ФГОС СОО:
План-график мероприятий по подготовке к введению в 2019 – 2020 учебном году ФГОС СОО  в МБОУ «Волошинская СОШ».
План деятельности рабочих групп по разработке  ООП СОО и внесению изменений в локальные акты  МБОУ «Волошинская СОШ».
План методического сопровождения  перехода в 2019-2020 учебном году на ФГОС СОО в МБОУ «Волошинская СОШ».
План внутришкольного контроля подготовки к переходу на ФГОС СОО в МБОУ «Волошинская СОШ» в 2019-2020 учебном году.
Положение о рабочей группе по введению ФГОС СОО