Информация о специальных условиях для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, созданные в МБОУ «Волошинская СОШ»:
- о специально оборудованных учебных кабинетах |
В МБОУ "Волошинская СОШ" имеется необходимый набор учебных помещений для изучения обязательных учебных дисциплин. В школе функционируют кабинеты информатики, технологии, географии, химии, истории, русского языка, начальных классов, физики, математики, музыки а также кабинеты специального назначения - медицинский кабинет, сенсорная комната. Каждый учебный кабинет оснащён компьютерным и проекционным оборудованием с доступом к сети Интернет. Десять учебных кабинетов оснащены интерактивными комплексами. Имеется система конференцсвязи, система опроса, web-камера, бегущая строка. Уроки физической культуры ведутся в спортивном зале площадью 274,1 кв.м. |
- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | В целях выполнения требований ООП для обеспечения проведения теоретического обучения, лабораторных работ и практических занятий, для успешного проведения учебного процесса в учреждении оборудованы учебные кабинеты, в которых проводится вся образовательная деятельность учащихся в полном соответствии с ФГОС, учебными планами и программами. Кабинеты располагают учебно-методическими комплексами, необходимыми средствами обучения: наглядными пособиями, теоретической и практической литературой, плакатами, макетами, дидактическим материалом обучающего и контролирующего характера, приборами и муляжами для проведения практических заданий. Укрепление материально-технической базы осуществляется за счёт субвенций на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. |
- о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Библиотека расположена на втором этаже здания учреждения. Она занимает изолированное помещение – комнату площадью 55,1 кв.м. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов в 2021 году не предусмотрено. Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, рабочим столом для библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет, присоединено к общей локальной сети учреждения. Библиотека оснащена мультимедийным оборудованием – компьютером, аудиоколонками, экраном с видеопроектором для облегчения освоения учебного материала слабослышащими и слабовидящими обучающимися. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Подробнее на страничке Библиотеки |
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | В учреждении имеется универсальный спортивный зал площадью 274,1 кв.м. Оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием реализуется в полном объеме по всем разделам учебной программы по предметной дисциплине "Физическая культура". Подробнее на страничке Спорт в школе |
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, для них используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разрабатываемые учреждением самостоятельно на основе ФГОС с учётом особенностей развития ребенка. Основная цель - коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ОВЗ организуется индивидуальное обучение на дому. Педагогические работники проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ. Разработаны и приняты необходимые локальные нормативно-правовые документы по данному направлению деятельности. *По состоянию на текущую дату отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся об оснащении учебных кабинетов специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Более подробную информацию по данному направлению работы учреждения вы можете получить, ознакомившись с Отчетом о результатах самообследования учреждения и Публичным докладом за прошлый учебный год. |
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации | С 2015 года МБОУ «Волошинская СОШ» участвует в государственной социальной программе Российской Федерации «Доступная среда», что позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам обучаться в нашем учебном заведении. В здании учреждения на входе, на 1 и 2 этажах имеются тактильные планы-схемы объекта (расположение кабинетов в помещений), сочетающие в себе плоско-выпуклые элементы (очертания стен здания, путей движения и условных обозначений), а так же надписи, выполненные шрифтом Брайля, предназначенные для информирования, безопасности и ориентации внутри помещения слепых и слабовидящих людей. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание учреждения будет предоставлено сопровождающее лицо. |
- о специальных условиях питания | Оборудование и персонал пищеблока учреждения покрывают потребность обучающихся в горячем питании. Все обучающиеся начальных классов получают бесплатное горячее питание в виде обеда и дополнительное питание в виде бесплатного обеспечения молоком. Меню для учащихся разработано согласно действующим нормативным требованиям. Для инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечено дополнительное питание. Более подробную информацию об организации питания читайте на страничке Горячее питание |
- о специальных условиях охраны здоровья | Здание школы оснащено системой наружного и внутреннего видеонаблюдения, кнопкой тревожной сигнализации, автоматической пожарной сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной информацией для сигнализации об опасности и т.д.. Учебные классы соответствуют современным требованиям к организации рабочего места, кабинет информатики, актовый зал (кабинет музыки) оснащены системой кондиционирования воздуха. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в учреждения функционирует медицинский кабинет. Более подробную информацию об условиях охраны здоровья обучающихся вы можете получить на страничке Медицинское обслуживание |
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Всего в учреждении 80 компьютеров. Учреждение имеет подключение к сети Интернет, скорость до 512 кбит/с. Свободный доступ к сети Интернет имеется на всех рабочих местах учителей. Безопасность работы в сети обеспечивается антивирусной программой, а так же системой контент-фильтрации, ограничивающей доступ к ресурсам, не связанных с задачами образования и воспитания. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом учреждения (разработан и адаптирован с учетом потребностей слабовидящих людей (версия для слабовидящих)) и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Сайт школы соответствует ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению». На сайте представлена возможность изменять размер шрифта, возможность изменять цветовую схему, возможность отключения отображения изображений через специальную панель для слабовидящих. *По состоянию на текущую дату отсутствуют заявления от обучающихся, родителей (законных представителей) об обеспечении дополнительных возможностей для доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. |
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Учреждение имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ |
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Все учебные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием – компьютером, аудиоколонками, экраном с видеопроектором для облегчения освоения учебного материала слабослышащими и слабовидящими обучающимися. Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено, так как в учреждении не обучаются дети-инвалиды, которым требуются специальные технические средства обучения. Во время проведения учебных занятий, где обучаются учащиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с ОВЗ. Для разъяснения отдельных вопросов педагогами дополнительно проводятся групповая и индивидуальная работа. *По состоянию на текущую дату отсутствуют заявления от обучающихся, родителей (законных представителей) об оснащении учебных кабинетов специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ. |
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат | Общежития, интерната МБОУ "Волошинская СОШ" не имеет. |
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Общежития, интерната МБОУ "Волошинская СОШ" не имеет. |
Организационное обеспечение
Правовое обеспечение
Организация обучения и воспитания учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ «Волошинская СОШ» осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами в сфере образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, Уставом и локальными актами ОО:
Федеральный уровень
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов Городской методический центр Департамента образования города Москвы (ГБОУ ГМЦ ДОгМ):
Реестр примерных адаптированных основных образовательных программ:
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shkola-dlya-vsekh/metodicheskie-materialy.html
Региональный уровень
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
https://minobr.donland.ru/activity/9347/
Локальные акты образовательной организации
https://volschool.ru/index/lokalnye_akty/0-169
- Адаптированная модель инклюзивного образования в МБОУ «Волошинская СОШ».
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.
- Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому.
- Договор с родителями.
- Адаптированная образовательная программа, включающая коррекционную программу.
- Адаптированные рабочие программы учебных предметов.
- План занятий лектория по основам детской психологии и педагогики для родителей обучающихся 1-11 классов.
Категория детей с ОВЗ, обучающихся в МБОУ «Волошинская СОШ»
Учащиеся с ОВЗ |
1 |
Дети-инвалиды |
0 |
Обучаются по общеобразовательной программе в образовательной организации |
0 |
Обучаются по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития в образовательной организации |
0 |
Обучаются по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта в условиях инклюзии |
1 |
Обучаются по адаптированной программе для детей с нарушением интеллекта индивидуально на дому |
0 |
Организация питания и медицинского сопровождения
Направления работы:
- Плановые медицинские осмотры.
- Контроль за организацией питания, гигиеническими условиями организации учебной деятельности, соблюдение противоэпидемического режима.
- Профилактика травматизма, оказание первой медицинской помощи при травмах, учёт и анализ травматизма в школе.
- Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости.
- Профилактическая и просветительская работа по сохранению и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни.
- Организация питания в школьной столовой.
- Реализация программы курса по формированию культуры здорового питания.
- Информационно-просветительская работа по рациональному питанию.
Медицинское сопровождение образовательного процесса осуществляется медицинским работником ФАПа х. Волошино в тесном контакте с врачами ГБУ РО «ЦРБ» в Родионово-Несветайском районе.
В школе созданы условия для организации горячего питания учащихся. Соблюдаются санитарно-гигиенические требования как в обеденном зале, так и на пищеблоке. Работники столовой регулярно проходят медицинские осмотры. За качеством питания школьников ведется контроль со стороны Управляющего Совета.
Информационное обеспечение
Информационно-образовательная среда МБОУ «Волошинская СОШ» обеспечивает доступ детям с ограниченными возможностями здоровья, родителям (законным представителям), педагогам к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, которые содержат наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы.
Информационная открытость школы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей осуществляется через официальный сайт школы (с версией для слабовидящих).
Предоставляется государственная услуга «Электронное зачисление в образовательную организацию» и государственная услуга «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости»» с помощью ИС «Единая образовательная сеть «Дневник.ру».
Материально-техническое обеспечение
В школе функционируют кабинеты информатики, технологии, географии, химии, истории, русского языка, начальных классов, физики, математики, музыки, библиотека, столовая, спортивная площадка, актовый зал, а также кабинеты специального назначения - медицинский кабинет, сенсорная комната.
Каждый учебный кабинет оснащён компьютерным и проекционным оборудованием с доступом к сети Интернет. Десять учебных кабинетов оснащены интерактивными комплексами. Имеется система конференцсвязи, система опроса, web-камера, бегущая строка.
Создание универсальной безбарьерной среды в ОО
С 2015 года МБОУ «Волошинская СОШ» реализует государственную социальную программу Российской Федерации «Доступная среда», что позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам обучаться в нашем учебном заведении.
Перечень выполненных работ по созданию универсальной безбарьерной среды и условий доступности услуг в МБОУ «Волошинская СОШ» для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Возможность беспрепятственного входа на территорию школы и в здание и выхода из них: на территорию школы въезд с боковой стороны, в здание – пандус. | |
Доступные входные группы | |
Сенсорная комната | |
Медицинский кабинет | |
Санитарно-гигиенические помещения (туалетная комната) | |
Адаптация официального сайта ОО для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) | информация по ссылке |
Предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Кадровое обеспечение
С целью обеспечения освоения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами основной образовательной программы начального общего и основного общего, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание МБОУ «Волошинская СОШ» введены ставки педагогических работников - педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор. Уровень квалификации педагогических работников для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. В случае необходимости для работы на основе дополнительных договоров привлекаются другие специалисты, не работающие в МБОУ «Волошинская СОШ».
Сведения о повышении квалификации педагогических и руководящих кадров в области инклюзивного образования
№ |
Ф.И.О. педагога |
Дата курсов |
Тема курсовой переподготовки |
Где выдан |
1 |
Дунаева Наталья Леонидовна (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель) |
22.08.2019 07.09.2019 | Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: инклюзивное образование, индивидуальный план, адаптированные образовательные программы, 72 часа | ООО «ВШДА» |
2 |
Горашко Евгения Викторовна (учитель физической культуры) |
11.03.2021 31.03.2021 |
Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: инклюзивное образование, индивидуальный план, адаптированные образовательные программы», 108 часов |
ООО «ВШДА» |
3 |
Данильченко Наталия Ивановна (учитель математики и физики) |
03.09.2018 12.10.2018 |
Обеспечение образовательного пространства развития обучающихся математике (одаренные, с ОВЗ) в контексте ФГОС, 72 часа |
ГБУ ДПО РО «РИПК и ППРО» |
4 |
Алейникова Анна Владимировна (педагог-организатор, учитель) |
21.09.2020 09.10.2020 |
Педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС, 72 часа |
ГБУ ДПО РО «РИПК и ППРО» |
5 |
Мотина Светлана Николаевна (учитель начальных классов) |
21.09.2020 09.10.2020 |
Педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС, 72 часа |
ГБУ ДПО РО «РИПК и ППРО» |
6 |
Артунян Сусанна Алексановна (социальный педагог) |
11.03.2021 31.03.2021 |
Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: инклюзивное образование, индивидуальный план, адаптированные образовательные программы», 108 часов | ООО «ВШДА» |
7 |
Воронько Людмила Ивановна (учитель истории и обществознания) |
31.08.2018 18.09.2018 |
Создание коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в соответствии с ФГОС, 108 часов | ЧОУ ДПО «ИППК» |
8 |
Белоусова Галина Васильевна (заместитель директора по воспитательной работе) |
25.08.2019 04.09.2019 | Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС, 72 часа | ООО «ВШДА» |
9 |
Остапенко Елена Лазаревна (учитель технологии) |
08.08.2019 06.09.2019 | Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС, 72 часа | ООО «ВШДА» |
10 |
Семененко Анна Сергеевна (педагог-психолог) |
21.09.2020 09.10.2020 | Педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС, 72 часа | ГБУ ДПО РО «РИПК и ППРО» |
11 |
Имамова Ирина Мавлитзяновна (учитель английского языка) |
11.03.2021 31.03.2021 |
Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: инклюзивное образование, индивидуальный план, адаптированные образовательные программы,108 часов | ООО «ВШДА» |
12 |
Ярковая Инна Александровна (учитель начальных классов) |
07.12.2020 18.12.2020 |
Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: инклюзивное образование, индивидуальный план, адаптированные образовательные программы, 108 часов |
ООО «ВШДА» |
Запланирована курсовая переподготовка других специалистов по теме «Доступная среда».
Психолого-педагогическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение
Образовательная деятельность детей с ОВЗ осуществляется на основании рекомендаций ПМПК.
Реализация адаптированных образовательных программ основного общего образования для учащихся с ОВЗ осуществляется инклюзивно (совместно с другими учащимися) и по индивидуальному учебному плану на дому.
Обучение осуществляется по учебникам для общеобразовательных школ согласно приказу Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Все учителя используют принципы индивидуального подхода, развивающего обучения и наглядности.
В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ОВЗ принимают участие по мере своих возможностей.
Психолого-педагогическое сопровождение
Образовательную деятельность детей ОВЗ и детей-инвалидов сопровождает социально-психологическая служба, в основе работы которой лежит социальная адаптация и концепция равных возможностей для всех учащихся.
Направления работы педагога-психолога:
- Психологическое просвещение.
- Психологическая диагностика.
- Консультативная деятельность.
- Психологическая коррекция.
- Психологическая профилактика.
Направления работы социального педагога:
- Консультирование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, имеющих трудности в адаптации.
- Формирование банка данных различных категорий обучающихся, требующих социально - педагогической и психологической помощи.
- Социально – психологические индивидуальные беседы с детьми.